• Поддержка
  • +7 7273 46-11-61
  1. Журнал СБИС
  2.  Для магазинов и розничных продаж
24 октября '23

Как сделать сайт магазина и продвигать его для роста продаж

Ольга Реутова, директор по маркетингу в «Фабрике сайтов», эксперт по обучению в «Яндексе»
Ольга Реутова
директор по маркетингу в «Фабрике сайтов», сертифицированный эксперт «Яндекса» по обучению, основательница «Спикерского клуба Ольги Реутовой»

Создать интернет‑магазин можно быстро и даже бесплатно. Рассказываем, каким он должен быть, анализируем плюсы и минусы конструкторов. Даем пошаговую инструкцию для подготовки и запуска, ориентиры для последующей работы со статистикой и продвижением.

Что вы узнаете

  • Что нужно для создания интернет-магазина
  • Как сделать интернет‑магазин: пошаговая инструкция
  • Что выбрать: конструктор или разработку
  • Как анализировать статистику после запуска
  • Какие метрики оценивать
  • Как продвигать сайт

Что нужно для создания интернет-магазина

Прежде чем приступать к разработке, наполнять сайт товарами и решать глобальные вопросы с позиционированием и продвижением, определитесь с базовым набором функций. От этого зависят сроки, стоимость и возможность справиться с запуском своими силами. Вот список факторов, на которые важно обратить внимание на подготовительном этапе.

Структура. Набросайте разделы, которые необходимы. Например, блок «Избранное» дает возможность сохранять понравившиеся товары — так их проще найти и заказать. Разделы «Популярные товары», «Новинки», «Распродажа» на главной помогают управлять вниманием: с них пользователю легче начать свой путь по каталогу. А блог компании с полезными статьями привлечет на сайт дополнительный трафик из поисковых систем.

Личный кабинет. Решите, нужен ли он и с каким функционалом. Учитывайте, что без личного кабинета пользователь не понимает, что происходит с заказом: получил интернет‑магазин его или нет, какой у него статус.

Эквайринг. Определитесь, будете ли принимать онлайн‑платежи и через какой сервис. Эквайринг облегчит жизнь покупателям, но увеличит вложения в сайт.

Доставка. Обдумайте, какие подключите опции доставки, будет ли автоматически рассчитываться ее стоимость, нужна ли карта с пунктами выдачи и постаматами.

Ассортимент. Оцените, сколько товаров разместите на сайте. Это повлияет на выбор платформы: она должна выдерживать нагрузку, связанную с тем, что в каталоге тысячи товаров и страниц.

Характеристики товара. Проанализируйте, важно ли, чтобы в карточке товара при выборе, например, цвета менялось фото и цена. Или одинаковые товары с разными свойствами будут на отдельных страницах.

Поиск, фильтры, сортировка. Продумайте, как облегчить пользователю выбор товаров. Поиск критичен для тех, кто приходит быстро купить что‑то конкретное. Возможность сортировки по цене и фильтры ускоряют процесс выбора.

Корзина. Решите, будете ли учитывать фактор отложенной покупки, когда пользователь кладет товар в корзину, но не оформляет заказ, а оставляет «на подумать». С точки зрения удобства лучше, когда у покупателя есть возможность обновить страницу или закрыть браузер, а вернувшись, обнаружить в корзине товары, которые он туда уже положил.

Акции и промокоды. Подробно опишите механики и ограничения. Например, бесплатная доставка заказов от 1 500 ₽, начисление бонусных баллов, запрет одновременно применять два промокода.

Обработка заказов. Решите, куда будет приходить информация о новых заказах: письмом на электронную почту или в CRM‑систему. Во втором случае исходите из того, что потребуется интеграция.

Интеграция с учетной системой (УС). Узнайте, поддерживает ли ваша УС обмен данными, и определитесь, какая именно информация должна автоматически синхронизироваться.

Визуальное оформление. Выберите цвета и стиль. Найдите сайты, которые нравятся и не нравятся, и сформулируйте почему. Эти примеры подойдут в качестве референсов.

Как сделать интернет-магазин: пошаговая инструкция

Шаг 1. Определиться с задачами и минимальным функционалом сайта. Все детали, которые требуют внимания, собрали в предыдущем разделе. Когда вы их проработаете, у вас будет готовое техническое задание (ТЗ), или бриф. В нем — все пожелания и требования к будущему сайту.

Шаг 2. Выбрать платформу и подрядчика для создания сайта. С этим поможет подробное ТЗ: вы поймете, решит ли конструктор все ваши задачи или придется привлекать разработчиков, спрогнозируете сроки и бюджет.

Шаг 3. Подготовить контент. Соберите информацию о магазине, условия оплаты и доставки, файл с товарами для массовой загрузки.

Шаг 4. Подобрать и зарегистрировать домен, подключить протокол безопасности. Доменное имя — это адрес сайта в интернете. А протокол обеспечивает безопасность передачи данных с сайта: конфиденциальной информации о клиентах и платежах. Если на сайте нет протокола безопасности, то браузер предупредит пользователя, что подключение не защищено, или вообще не откроет ресурс.

Шаг 5. Создать и наполнить онлайн‑магазин. Загрузите подготовленный контент и товары с описаниями, фотографиями, ценами.

Шаг 6. Адаптировать для мобильных устройств. Сайт будет подстраиваться под размеры экрана и корректно отображаться и на компьютерах, и на планшетах, и на смартфонах.

Шаг 7. Настроить аналитику. Установите «Яндекс Метрику» и активируйте опцию «Электронная коммерция», чтобы отслеживать статистику. Для этого необходимо добавить на сайт дополнительные коды, которые будут отслеживать взаимодействие посетителей с карточками товаров и заказами. Обычно эту задачу выполняет разработчик.

Шаг 8. Проверить скорость загрузки страниц и работоспособность. Убедитесь, что сайт не тормозит, страницы и изображения открываются, даже если интернет не самый быстрый, а фильтры в каталоге работают. Попробуйте создать личный кабинет и восстановить пароль. Оформите тестовые заказы: с курьерской доставкой и в пункт выдачи, с оплатой на сайте и при получении, с промокодом и без. Отследите, корректно ли отображаются статусы заказов.

Не забывайте вовремя оплачивать домен и хостинг, чтобы сайт работал без перебоев.

Что выбрать: конструктор или разработку

Платформа — это не самоцель. Поэтому нет смысла абстрактно выбирать между конструктором и разработкой своего сайта (CMS) — исходите из задач, которые хотите решить с помощью сайта. Плюсы и минусы подходов собрали в таблице.

Плюсы и минусы делать сайт на CMS с командой разработчиков

ПлюсыМинусы
  • Можно сделать любое решение на сайте. Это только вопрос времени и денег на создание
  • Хорошо продвигается в SEO
  • Обычно дорого, особенно если создавать дизайн с нуля. Если брать шаблон и адаптировать его, то будет дешевле
  • Обычно долго — разработка может занимать несколько месяцев. Если делать сайт на готовом шаблоне и адаптировать его силами разработчиков, то выйдет быстрее — за несколько недель

Плюсы и минусы конструкторов сайтов

ПлюсыМинусы
  • Недорого, если самостоятельно создавать сайт на основе шаблонов
  • Быстро, потому что есть шаблоны и можно самостоятельно, без знаний программирования сделать сайт (как одностраничный, так и многостраничный)
  • Чаще всего есть возможность интегрировать с популярными сервисами: «Яндекс Метрикой» эквайрингом, CRM‑системой
  • Если решения для интеграции в сервисе нет, то с этим уже ничего не сделать
  • Возможности ограничены функционалом, который есть в конструкторе сайтов
  • Обычно плохо продвигается в SEO

CMS. Разработка полноценного сайта позволяет реализовать самые сложные решения и закрыть все потребности. Его легче оптимизировать для SEO‑продвижения. Но такой подход требует вложений и занимает много времени: от нескольких недель до месяцев.

Конструкторы. Главное преимущество готовых решений — скорость и стоимость. Благодаря шаблонам сайт можно сверстать быстро и бесплатно, даже если ничего не понимаете в программировании. Настроить аналитику и подключить эквайринг тоже несложно. А вот интеграция с CRM и учетными системами есть не во всех конструкторах. Функционал не получится доработать под свои задачи. К тому же сайты, созданные с помощью конструктора, сложнее продвигать.

В Setty тоже можно самостоятельно создать интернет‑магазин: просто оформите страницу или подтяните стиль из брендбука, выберите товары из каталога, настройте прайсы, доставку и кассу для онлайн‑платежей. После этого останется опубликовать ссылку на сайт или QR‑код, чтобы клиенты могли делать заказы. Это быстро и недорого. Не придется подключать синхронизацию с учетной системой и интеграцию с CRM — в Setty можно работать в режиме одного окна: обрабатывать заказы, добавлять новые товары, отслеживать остатки.

Екатерина Плесовских, эксперт по автоматизации розничных продаж Setty Retail

В Setty стиль оформления, компоновка и каталог настраиваются за несколько кликов

В Setty стиль оформления, компоновка и каталог настраиваются за несколько кликов

Как анализировать статистику после запуска

Для базовой аналитики достаточно «Яндекс Метрики» с опцией «Электронная коммерция» и «Google Аналитики 4» с настроенной «Электронной торговлей». Сервисы бесплатные и позволят отслеживать, откуда приходят пользователи, какие товары добавляют в корзину, что покупают. Это поможет понять, насколько окупаются маркетинговые вложения, что работает и приносит заказы, а что — нет.

Для более продвинутого уровня нужна сквозная аналитика, которая собирает данные из разных сервисов в отчеты. Тогда можно детально анализировать первые и повторные покупки или проводить RFM‑анализ.

Например, в интернет‑магазине раздел с цветочными горшками посетила 1 000 человек. Из них 300 заказали горшки: конверсия — 30%. 80% тех, кто купил горшок, добавили в заказ грунт. На основе этих данных можем предположить, что если сделать скидку на грунт при покупке горшка, то конверсия вырастет: из 1 000 пользователей закажут уже 400. Это только гипотеза, но, чтобы ее сформулировать, необходимы точные данные и возможность строить отчеты под задачи конкретного магазина.

Какие метрики оценивать

Самые важные метрики — это конверсия сайта, количество заказов и их стоимость, окупаемость и LTV. Дополнительно нужно отслеживать качество трафика: отказы, время на сайте, глубину просмотра.

  • Какие показатели оценивать

    • Конверсию посещения в оформленный заказ.
    • Количество или долю отмененных заказов.
    • Средний чек в разных каналах: например, с контекстной рекламы заказывают в среднем на 5 000 ₽, а с «ВКонтакте» — на 3 000 ₽.
    • CPO (Cost Per Order) — стоимость лида: ее важно учитывать, чтобы не получилось так, что тратим на маркетинг больше денег, чем получаем от клиентов.
    • ROMI (Return on Marketing Investment) — коэффициент окупаемости инвестиций.
    • LTV (Lifetime Value) — прибыль, которую покупатель принес за все время.

Оптимально анализировать всю воронку и оценивать конверсию на каждом этапе: посещение сайта, добавление товаров в корзину, переход к началу оформления заказа, оформленный заказ, продажа. Показатель падает — надо разбираться, что не так. Если на сайте мало посетителей — проблема в источниках трафика. Не добавляют товары в корзину — не нравится ассортимент или неудобно выбирать. Не оформляют заказ — возможно, проблема в форме: не получается ввести адрес доставки или телефон. Заказывают чаще при переходе из поисковика, чем с контекстной рекламы, — дело в самой рекламе.

Важно формулировать гипотезы: почему сайт магазина показывает низкие результаты. А затем проверять их с помощью сервисов аналитики. В «Яндекс Метрике», например, есть два полезных инструмента: «Вебвизор» показывает, что пользователи делают на сайте; карта кликов — на какие элементы кликают чаще всего.

Получайте новые статьи на почту

ВКонтактеTelegram

Подписывайтесь
на новости в соцсетях

Как продвигать сайт

На старте надо активно подключать рекламу: контекстную и таргетированную. Это позволит быстро получать трафик. Параллельно важно работать над поисковой оптимизацией (SEO). Но это задача на перспективу: первые результаты будут заметны не раньше чем через три месяца.

Постепенно трафик из поисковых систем начнет расти, причем без увеличения вложений в услугу SEO. Со временем органического трафика станет больше, чем рекламного. Если же ориентироваться только на рекламу, то, чтобы увеличить трафик, придется каждый раз увеличивать рекламный бюджет.

В качестве дополнительного инструмента для продвижения можно использовать сайты‑купонаторы, закупать рекламу у блогеров и в тематических сообществах. Если есть офлайновая точка продаж, подойдет рекламная подписка в «Яндекс Бизнесе» с приоритетным размещением на карте.

Автоматизируйте продажи магазина и запустите сайт без разработки

Автоматизируйте продажи магазина и запустите сайт без разработки

Поделиться

Видеоматериалы по теме

Смотрите также

Автоматизация магазина

Подробнее 

Автоматизация магазина

Автоматизация магазина

Подробнее

Автоматизация магазина
г. Алматы, ул. Джумалиева К, д. 86, оф 51, БЦ GRAND ASIA B
+7 7273 46-11-61setty@setty.kz
App StoreGoogle Play
YoutubeZenFacebook
Используя официальный сайт setty.kz, вы даете согласие на работу с cookie и Яндекс.Метрикой для сбора технических данных. Подробнее